On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 17
Зарегистрирован: 18.11.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 20:00. Заголовок: Понёвы


Сама понёва малоинетерсует - везде есть, но есле надо кину ссылки.

Вопрос в другом - как их крепили на поясе (талии) есле завязками - то они же в полтора оброта?! завязки не сойдуться.

Вятичи носили зелёную клетку с белочёрными вертикально-горизонтальными полосками.

У другие племён-родов какие цвета были?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 37
Зарегистрирован: 10.11.08
Откуда: Краснодар
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 22:08. Заголовок: *Подозрительно глядя..


*Подозрительно глядя на Ежа...*
А что это вас предмет женской одежды так интересует, да ещё и способ крепления?

Краснодарская городская община "Славянский искон" ССО СРВ http://www.slavrod.forum24.ru/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 815
Зарегистрирован: 23.09.06
Откуда: Россия, Калуга
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 22:32. Заголовок: Людмила пишет: Вяти..


Людмила пишет:

 цитата:
Вятичи носили зелёную клетку с белочёрными вертикально-горизонтальными полосками.


Необязательно. И среди вятичей было несколько племён, которые носили разную одежду.

Глава ССО СРВ
Y-DNA R1a
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 41
Зарегистрирован: 10.11.08
Откуда: Краснодар
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 23:46. Заголовок: Панёва представляет ..


Панёва представляет собой три частично сшитых куска ткани, её оборачивают вокруг бедёр и скрепляют на талии шнурком-гашником...всё очень просто

Краснодарская городская община "Славянский искон" ССО СРВ http://www.slavrod.forum24.ru/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 824
Зарегистрирован: 23.09.06
Откуда: Россия, Калуга
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 08:29. Заголовок: Людмила пишет: её о..


Людмила пишет:

 цитата:
её оборачивают вокруг бедёр и скрепляют на талии шнурком-гашником...всё очень просто


Это только в том случае, если есть талия

Глава ССО СРВ
Y-DNA R1a
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 104
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: Беларусия, Минск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 09:01. Заголовок: Людмила пишет: шнур..


Людмила пишет:

 цитата:
шнурком-гашником


или шнурком-гаишником?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 34
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: РФ, г. Бежица
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 14:27. Заголовок: Вадим не Людмила пиш..


Вадим не Людмила пишет а Ёж

Что за шнурок гашник? Можно хоть схемку глянуть? ну или на словах поясните, пожалуйста.

Вадим, "Необязательно. И среди вятичей было несколько племён, которые носили разную одежду." Это не ответ. Уточниет какие племена, и что носили! Или дайте ссылку. Я не для того тему создал, чтобы просто поговрить - а как сбор инфы по вятичам. Иначе где ещё такую инфу собирать?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 42
Зарегистрирован: 10.11.08
Откуда: Краснодар
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 17:48. Заголовок: Ёж пишет: Не хочу ч..


Ёж пишет:

 цитата:
Не хочу чтобы моя девушка вятичка носила кривичскую понёву.


Для начала объясните своей девушке, что панёву может одевать только замужняя женщина...
Но схемы дам...



Плетите из тонких нитей, гашник - это плетённый шнурок.
Можно и попроще сплести.



Краснодарская городская община "Славянский искон" ССО СРВ http://www.slavrod.forum24.ru/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 43
Зарегистрирован: 10.11.08
Откуда: Краснодар
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 17:53. Заголовок: Вадим Казаков пишет:..


Вадим Казаков пишет:

 цитата:
Это только в том случае, если есть талия


Когда её нет, то мужчина должен включить воображение...

Краснодарская городская община "Славянский искон" ССО СРВ http://www.slavrod.forum24.ru/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 43
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: РФ, г. Бежица
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 20:40. Заголовок: Как крепится он, есл..


Как крепится он, если конец его перехлёстывает начала на много!
Что бы соеденить их нужно чтобы они сходились в одном месте, а так они далеко друг от друга.

Схему крепления желателньо.
А за плетение гашника спапсибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 48
Зарегистрирован: 10.11.08
Откуда: Краснодар
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 21:13. Заголовок: Ёж, чес слово не пой..


Ёж, чес слово не пойму что вы хотите...что там перехлестывает?
Ну давайте, ещё одна картинка...


Краснодарская городская община "Славянский искон" ССО СРВ http://www.slavrod.forum24.ru/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Зарегистрирован: 21.11.08
Откуда: Русь-Матушка (Россия), Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 22:09. Заголовок: А слабо сделать 2 за..


А слабо сделать 2 завязочки в 2 оборота вокруг талии (или в самом узком месте на теле) и одну, что побольше протягивать сквозь специальную дырочку на боку? (Подруга, когда шила понёву до этого не додумалась, вот и хожу утыканная булавками. Хотя всё равно самое тонкое место под грудью...)

Мы никому ничего не должны, кроме собственной совести. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 44
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: РФ, г. Бежица
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 23:47. Заголовок: Не, додумывание не н..


Не, додумывание не нужно - нужно КАК БЫЛО на САМОМ деле!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 48
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: РФ, г. Бежица
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.08 20:16. Заголовок: http://fio.novgorod...



«По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, — разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию».
Смысл прост: всем известно, что в древности девушек выдавали замуж очень рано, так как из-за тяжелой физической работы, которую русской женщине приходилось выполнять с детства (речь, конечно, не о «домашнем рабстве», а о необходимом труде в условиях малоразвитого государства с натуральным хозяйством), девушки рано увядали и в возрасте 20-25 лет уже не смогли бы родить ребёнка. Наши предки были людьми мудрыми и старались «сплавить» дочерей замуж, как только они достигали полового созревания. Я думаю, девушкам (да и мужчинам, хвала рекламной индустрии) ясно, с каким явлением это связано… Однако, «архаичная» скромность не позволяла родителям открыто заявить о готовности дочери иметь детей. Поэтому используется символ – понёва! Скромненько и со вкусом!
«Недаром ещё недавно в русском языке существовало особое выражение о наступлении физического взросления девочки— «рубаху сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки взрослой одеждой, понёвой».
Существует и еще одно выражение: «в понёву вскочила». И это уж никак не «вышла замуж» (даже звучит несолидно), а именно достигла возраста невесты, может иметь детей. В древности выходили замуж, в первую очередь, для продолжения Рода. Даже как помощница по хозяйству молодая жена была «особо» не нужна: во-первых, жили люди большими родами, и женщин хватало (убраться-постирать-состряпать); во-вторых, вести хозяйство девочка легко могла лет с пяти, а женились всё-таки на 12-14-летних. Знаковый возраст!
«Когда же древний обряд (инициация взрослой женщины – одевание понёвы) стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней».
В более поздний период понёва уже не имеет прежнего значения, так как в женском костюме появились иные детали – например, шелковый сарафан или, в городах, богатые платья с широкими рукавами. И незамужняя девушка могла подчеркнуть красоту и, одновременно, благодетель, ибо ходить в одной рубашке, пусть и расшитой считалось неприличным. В 19 веке Лесков в романе «Соборяне» напишет о плохой репутации орловских девок, которые «ходят в одной рубахе и понёв не носят». Замечание, конечно, спорное, но сам факт «желательности» понёвы именно для девок, то есть незамужних, на лицо!
Утверждение, что понёва – символ замужней женщины, неверно, хотя некоторые этнологи и историки утверждают это. Даже в Советском Энциклопедическом словаре указано, что понёва – одежда замужних женщин. Правда, далее следует оговорка, что данный тип одеяния характерен для южных славян, то есть болгар!!! Товарищи! На Руси понёву не носили!!! Вот и верь после этого данному увесистому тому!
Символом замужней женщины являются:
А) Платок или кика на голове. Во время свадебного обряда жрец покрывает голову невесты платом. Кроме того, покрытие головы может являться знаком просватанной невесты. Причем, смысл здесь не в желании спрятать супругу от посторонних глаз, а в желании уберечься от порчи, которую наведет любая мало-мальски сведущая ведьма, если в её шаловливые ручки попадет волосок. И с мужем поссорит и деток изведёт!
Б) Широкие парные браслеты на запястьях. Их одевает жених или сваха во время сватовства. Незамужние обычно носят широкие рукава свободными, а браслеты (тонкие) надевают непосредственно на руку, а не на ткань. Хотя последние спорно.

«По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез — спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, — до щиколоток или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось — носить понёву «кульком». Подворачивали понёвы и на праздниках — с целью показать богато вышитый подол рубахи».
«Кульком» понёва носилась только во время работы, чтобы не мешала. Выйти в таком виде «в люди» считалось неприличным так же, как и с задранной юбкой. Замечу, что я говорю о наших о-очень далёких предках (10-12 века), позднее красиво засунуть понёву за пояс считалось особым шиком!
Что касается трёх полотнищ, древний ткацкий станок давал возможность получать ткань шириной 35-40 см, понятно, что сшить понёву из одного кусочка не представлялось возможным, а, учитывая «идеал русской женщины», которая «коня на скаку остановит и пьяного мужа домой донесёт», даже трёх отрезков ткани было порой маловато…
С тем, что отрезки ткани не сшивались, я в корне не согласна. Так как и нижнюю рубаху видно, и ветер, пардон, задувает. Хотя, возможно, существовал летний вариант???…
«В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое — «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно незамужние девушки и модницы, пожилые ограничивались плоской цветной тесьмой по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного, траурного наряда».

«В России еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков — к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными».
Данное разделение понёв по цветам малодостоверно, так как с веками произошло сильное смешение славянских племён, и традиции были утрачены. Например, другой источник утверждает, что для вятичей характерны зелёный фон, черная клетка и белый прошив. Тут нужно серьезно изучить пару книжек по этнологии. Чем сейчас и занимаюсь. Надеюсь, как говорил Маяковский, «это кому-нибудь нужно»…
Смеяна (г. Орёл)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 52
Зарегистрирован: 10.11.08
Откуда: Краснодар
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.08 23:23. Заголовок: Ёж, я знаю статью, к..


Ёж, я знаю статью, которую использовала Смеяна при написании, она опубликована на многих ресурсах, но к сожалению не имеет ни одной ссылки...откуда сие взято...
Ёж пишет:

 цитата:
«Когда же древний обряд (инициация взрослой женщины – одевание понёвы) стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней».



Я читала другое : " Надевание понёвы означало признание зрелости невесты [252, с. 99, 106]. В костюме просватанной девушки у вятичей XII вв. свастика вышита как на головной ленте (см. выше), так и рис. 99.2 на раппорте просвечивающей понёвной ткани [120, с. 109, 324, таб.78.2]." Это из книги Багдасарова "Свастика". Так что вопрос остаётся открытым...

Краснодарская городская община "Славянский искон" ССО СРВ http://www.slavrod.forum24.ru/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 56
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: РФ, г. Бежица
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.08 01:19. Заголовок: Ну хоть не БСЭ :sm1..


Ну хоть не БСЭ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 63
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: РФ, г. Бежица
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.08 02:22. Заголовок: "инициация взрос..


"инициация взрослой женщины – одевание понёвы" & "надевание понёвы означало признание зрелости невесты".

В чём разница спросите Вы? Сам не понимаю - фразы равнозначны.

Так что вопрос закрыт
Ибо ясно, что "невеста" это не одно и то же что и "замужняя женщина".

Людмила пишет:

 цитата:
...панёву может одевать только замужняя женщина...

Это-то откуда взято?

ps "Зрелость невесты" само по себе выражение абсурдно. Ибо "невеста" до зрелости зовётся девочка(ребёнок), а вот во время зрелости девочка и становится "невестой" - то есть девушкой пловозрелой -> в вовозрасте "невесты", то есть на выданьи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 8
Зарегистрирован: 23.11.08
Откуда: Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.08 18:37. Заголовок: Ёж пишет: Не, додум..


Ёж пишет:

 цитата:
Не, додумывание не нужно - нужно КАК БЫЛО на САМОМ деле!


А как простите мы можем абсолютно точно, на 100 процентов сказать, как было на самом деле? Только общее, на основе имеющихся невеликих данных.

К тому же женская мода - это штука такая: здесь всё додумывают всегда и везде. Женщины всегда хотели себя приукрасить. И пусть были общие рамки: что и как и куда можно одевать, какого покроя, но всё равно, там, где это возможно, женщины всегда исхитрятся в одежде. Ту же самую понёву сделают покороче (узор на рубашке показать), или подлиньше, или ещё что.
Идеалы красоты меняются, а женщины нет)))


Ярослава, община "Круг Вятичей" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 84
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: РФ, г. Бежица
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 01:51. Заголовок: Да г-жа из соседнего..


Да г-жа из соседнего болота. Девушки всегда девушки, а так же всегда молоды и красивы

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 9
Зарегистрирован: 23.11.08
Откуда: Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 18:31. Заголовок: а то как же) ну поду..


а то как же)
ну подумаешь, в зеркале морщины отражаются
зато в душе...

Да, кстати, по теме про панёвы то.
Объясните мне пожалуйста, как сшивать три полотнища понёвы? В пояс?
Я никогда не шила понёву, но поскольку девичий наряд в общем менять пора бы (мда, кхе кхе ), собираюсь шить. И пытаюсь разобраться) Шить легко. Но я не понимаю, как именно сшивать наверху.
Хто-нибудь, а...

Рыбка, письма от тебя я так и не получила

Ярослава, община "Круг Вятичей" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 54
Зарегистрирован: 10.11.08
Откуда: Краснодар
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.08 12:59. Заголовок: Ёж пишет: Ну хоть н..


Ёж пишет:

 цитата:
Ну хоть не БСЭ


Всю БСЭ на свалку... масса интересного материала, если отбросить идеологический налёт.
Ёж пишет:

 цитата:
ps "Зрелость невесты" само по себе выражение абсурдно. Ибо "невеста" до зрелости зовётся девочка(ребёнок), а вот во время зрелости девочка и становится "невестой" - то есть девушкой пловозрелой -> в вовозрасте "невесты", то есть на выданьи.


Велик и могуч русский язык, слово невеста имеет много значений. И засватанная, и девица, и даже вдова или разводка, сговоренная замуж. Могли ли девочку, ну допустим, 6 лет сговорить замуж? Могли и вполне...Можно ли после этого называть её невестой? Как вы думаете? Отдадут- то её позже, когда придёт время. Может это и имел в виду автор, когда писал о зрелости невесты. Кто знает...
Что есть "инициация взрослой женщины"? Это обряд, знаменующий переход на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы. Смотрим : «Когда же древний обряд (инициация взрослой женщины – одевание понёвы) стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней». Вот объясните мне, Ёж...каким образом можно перейти из положения девицы или девушки в женщины? Может я что-то путаю и жизнь мимо прошла А может авторы статьи думают по другому. Половозрелая девушка ещё не женщина.

Краснодарская городская община "Славянский искон" ССО СРВ http://www.slavrod.forum24.ru/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет